Пояснительная к учебному плану

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович

Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативные основания разработки учебного плана
Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования (далее ООП-ОП ДО) на 2023-2024 учебный
год разработан в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) Департамента общего образования 28.02.2014 г. № 08-249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
1.2. Учебный план разработан с учетом следующих принципов:
- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной
обоснованности и практической применимости (содержание программы должно
соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике
дошкольного образования);
- полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и
задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному "минимуму");
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
- совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО

2

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович

проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра;
- принцип развивающего образования через взаимодействие и саморазвитие всех
участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей,
партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
- принцип преемственности через непрерывность образования с позиции
самоценности каждого возраста;
- принцип открытости через расширяющуюся возможность педагогов в
использовании содержания, методического обеспечения, образовательных
технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной
организации и особенностей развития детей;
- принцип интегрирования содержания через интеграцию образовательных
областей, приоритетных видов детской деятельности, форм работы с детьми в
соответствии с их потребностями и образовательными возможностями;
- принцип научной обоснованности и практической применимости через активное
использование в работе с детьми их собственного опыта; развитие детской
инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; формирование умения
учиться и самостоятельно добывать информацию.
Учебный план МАДОУ детский сад №15 является локальным нормативным
актом, который устанавливает:
- перечень образовательных областей;
- объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной
деятельности (далее - НОД).
Учебный план ООП-ОП ДО гарантирует ребенку получение комплекса
образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.

1.3 Программно-целевые основания разработки учебного плана (учебнометодический комплект Основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП –ОП ДО):
Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной
программы дошкольного образования разработан с учетом:
- возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников;
- учебно-методического комплекта, парциальных программ, выбранных
участниками образовательных отношений и учитывающих своеобразие МАДОУ
детский сад №15 по пяти образовательным областям.

Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО

3

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович

Обязательная часть ООП-ОП ДО

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений ООП-ОП ДО
Физическое развитие
Бережнова О.В., Бойко В.В. Программа
Кирюхина Е.В. Формирование
валеологической культуры у детей
физического развития детей 3-7 лет
дошкольного возраста. – М.: Илекса,
«Малыши-крепыши» – М.: Цветной мир,
Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2009.
2016.
«К здоровой семье через детский сад» для
детей от 0 до 7 (8) лет и их родителей //
научн. рук. М.Е. Верховкина, В.С.Коваленко.
– М., 2014.
Социально-коммуникативное развитие
Коломийченко Л.В. «Дорогой света и
Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение
добра».
детей к истокам русской народной культуры,
Программа социально- коммуникативного
СПб, «Детство -пресс», 2000
развития детей 3-7 лет. – М: Издательство
«Сфера», 2014.
Коломийченко Л.В. Методические пособия Шипицына Л.М., Защиринская О.В.,
к
Воронова
программе «Дорогой света и добра» для
А.П., Неелова Т.А. Азбука общения: Развитие
всех
личности ребенка, навыков общения со
возрастных групп детского сада. – М:
взрослыми и сверстниками(Для детей от 5 до
Издательство «Сфера», 2014.
6 лет). –«Детство-пресс», 2004.

Познавательное развитие
Лыкова И.А. Конструирование в детском
Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение
саду. Программа «Умелые ручки» и
детей к истокам русской народной культуры,
методические рекомендации. – М.:
СПб, «Детство -пресс», 2000
Цветной
мир, 2014.
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
экологического воспитания в детском саду. –
Игралочка.
М.: мозаика-синтез, 2010.
Практический курс математики для
дошкольников. Методические
А.Ф.Вахрушева, Е.Е. Кочемасова, И.К.
рекомендации.
Белова
Части 1, 2. – М.: Ювента, 2012.
«Здравствуй, мир!» – М.: «Баласс», 2011 г.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка
– ступенька к школе. Практический курс
математики для дошкольников.
Методические рекомендации. Части 3, 4 –
М.: Ювента, 2014.
Савенков А.И. Методика
исследовательского обучения
дошкольников. – Самара: Учебная
литература: ИД «Федоров», 2010.
Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО

4

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович

Речевое развитие
Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение
Программа. Конспекты занятий.
детей к истокам русской народной культуры,
Методические
СПб, «Детство -пресс», 2000
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Г.Р. Кислова «По
Программа. Конспекты занятий.
дороге к азбуке». Москва: «Баласс», 2011 год.
Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Ушакова О.С. Ознакомление
дошкольников с
литературой и развитие
речи. Занятия, игры, методические
рекомендации. Мониторинг. – М.: ТЦ
Сфера, 2011.
Филичева Т.Б. Программа обучения и
воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи, М.,
2008
Художественно-эстетическое развитие
Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение
Программа по ритмической пластике для
детей к истокам русской народной культуры,
детей 3–7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная
СПб, «Детство -пресс», 2000
палитра», 2012.
Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти.
Программа музыкального воспитания
детей 3-7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная
палитра», 2012.
Лыкова И.А. Программа художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет «Цветные ладошки». – М.: Цветной
мир,
2014.

1.4. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений; количественные
характеристики с учетом СанПиН 2.4.3648-20;
Согласно календарному учебному графику ООП-ОП ДО 2023-2024 учебный
год в МАДОУ детский сад №15 начинается 1 сентября 2023 года и заканчивается 31
мая 2024 года. Мониторинг проводится в октябре (3 неделя) во всех группах в ходе
совместной со взрослыми образовательной деятельности; в апреле (4 неделя).
Недели развлечений по сезонам (2 недели) для всех возрастных групп. Летняя
оздоровительная компания - 12 недель (июнь-август).
МАДОУ детский сад №15 функционирует в режиме пятидневной рабочей
недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанника в дошкольном
учреждении.
Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО

5

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович

В МАДОУ детский сад №15 функционирует 5 групп общеразвивающей
направленности, 3 группы компенсирующей направленности для детей с
нарушением речи. Общая численность контингента воспитанников на начало 20232024 учебного года составляет 112 человек:
-вторая группа раннего возраста - 1
- первая младшая группа – 1
- вторая младшая группа – 1
- средняя группа – 1
- подготовительная к школе группа– 1
- средняя группа компенсирующей направленности для детей с нарушением
речи – 1
- старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением
речи – 1
- подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для
детей с нарушением речи – 1
Учебный план имеет следующую структуру: обязательная часть и часть
формируемая участниками образовательных отношений, и устанавливает
соотношение между ними.
Обязательная часть Программы составляет не менее 60 % от общего времени,
отводимого на ее освоение. Часть, формируемая участниками образовательных
отношений не превышает 40%.
Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса
позволяет реализовать социальный заказ на образовательные услуги.
В обязательной части учебного плана ООП-ОП ДО определено время на
реализацию содержания дошкольного образования по пяти образовательным
областям в разных видах детской деятельности, как сквозных механизмах развития
ребенка: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный
бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.
В Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада;
позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги,
учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В каждой образовательной области определены виды образовательной
деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации
поставленных задач в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Каждой образовательной области соответствует направление образовательной
деятельности:
Физическое развитие
- Забота о физическом и психическом здоровье детей
- Приобщение к физической культуре
Познавательное развитие
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО

6

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности
- Формирование элементарных математических представлений
- Конструирование
Речевое развитие
- Развитие речи
Социально-коммуникативное развитие
- Общение с детьми
- Развитие игровой деятельности
- Развитие коммуникативных умений
- Формирование культуры безопасности
- Знакомство с трудом взрослых
- Расширение опыта самообслуживания
- Приобщение к труду
Художественно-эстетическое развитие
- Художественная литература и фольклор
- Художественно-продуктивная деятельность
- Музыка
Образовательная деятельность с детьми по освоению содержания
образовательных областей отражена в расписании непрерывной образовательной
деятельности.
Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности
(далее – НОД) установлено в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20, учитывая
возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп:
- первая младшая группа – 8 – 10 минут
- вторая младшая группа – 15 минут
- средняя группа – 20 минут
- старшая группа -25 минут
- подготовительная к школе группа– 30 минут
- средняя группа компенсирующей направленности для детей с нарушением
речи – 15 минут
- старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением
речи – 20 минут
- подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для
детей с нарушением речи – 25 минут
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине
дня:
для детей с 1,5 до 2 лет – не превышает 10 минут;
для детей с 2 до 3 лет – не превышает 10 минут;
для детей с 3 до 4 лет – не превышает 30 минут;
для детей с 4 до 5 лет – не превышает 40 минут;
детей с 5 до 6 лет – не превышает 50 минут;
для детей с 6 до 7 лет – не превышает 1,5 часа / 90 минут.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами
непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО

7

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста
и старшего
дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после
дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 10, 25, 30 минут в день. В
середине непосредственно образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину
дня.
НОД по физическому развитию основной образовательной программы для детей в
возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются НОД по
физическому развитию детей на открытом воздухе. Они проводятся только при
отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной
одежды, соответствующей погодным условиям.
Принятые в учебном плане сокращения и обозначения:
* - реализация образовательных задач в совместной деятельности педагога с детьми;
- деятельность не предусмотрена
НОД – непосредственно образовательная деятельность.
1/15 – первая цифра означает количество НОД (условный час) с детьми, вторая
продолжительность НОД в минутах
0,5/25 - НОД проводится один раз в две недели, первая цифра означает количество
НОД (условный час) с детьми, вторая продолжительность НОД в минутах
Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в
совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.

Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».