ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЕТЕЙ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

2

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

СОДЕРЖАНИЕ
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
программы - дополнительной общеразвивающей программы детей
1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной
общеобразовательной программы - дополнительной
общеразвивающей программы детей
1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы детей
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направленностями,
представленными модулями образовательной деятельности, с описанием форм,
способов, методов и средств реализации, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов
2.1.1. Художественно-эстетический модуль образовательной деятельности
2.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам – дополнительным общеразвивающим программам для детей с ОВЗ, детейинвалидов
3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Календарный учебный график
3.2. Учебный план. Расписание непрерывной образовательной деятельности
(занятий)
3.3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы - дополнительной общеразвивающей программы
детей
3.3.1. Кадровые условия реализации дополнительной общеобразовательной
программы - дополнительной общеразвивающей программы детей
3.3.2. Материально-техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы детей
3.3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы детей
3.3.4. Финансовые условия реализации дополнительной общеобразовательной
программы - дополнительной общеразвивающей программы детей
Приложения
1) Дополнительная общеразвивающая программа «Сказка» для детей старшего
дошкольного возраста
2) Дополнительная общеразвивающая программа «Юные дарования» для
детей для детей старшего дошкольного возраста

3
3
4
5

7
10
10

11
17
19
19
19
24
24
26
30
32

3) Дополнительная общеразвивающая программа «Пчелка» для детей старшего
дошкольного возраста

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

3

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении
детский сад №15 комбинированного вида (далее МКДОУ детский сад №15)
реализуется дополнительная общеобразовательная программа - дополнительной
общеразвивающей программы детей (далее - Программа).
Дополнительная

общеобразовательная

программа

-

дополнительной

общеразвивающей программы детей регулирует организацию и осуществление
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности
для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Дополнительные общеразвивающие программы не могут реализовываться
взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени,
отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования. Сроки
обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются
календарным учебным графиком.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы детей
применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на
модульном

принципе

представления

общеобразовательной

-

общеразвивающей

образования

и

построения

детей

содержания
программы

учебных

планов,

дополнительной
дополнительного
использовании

соответствующих образовательных технологий.
В соответствии

с

изученными

потребностями

социума

Программа

ориентирована на детей от 5-х до 8-ми лет.
Программа составлена на основе законодательных и нормативных
документов:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

4

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций"" (с изменениями на 27.08.2015г);
− Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным

общеобразовательным

программам

образовательным

-

программам дошкольного образования»;
− «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва
− Устава МКДОУ детский сад №15.
Дополнительная
общеразвивающей

общеобразовательная
программы

детей

программа
разработана

в

дополнительной
соответствии

с

направленностями (Приложение № 1 к лицензии 66 № 003137 на право ведения
образовательной деятельности от 13.02.2012г № 15160), представленными
образовательными модулями с учетом используемых в ДОУ парциальных
программ

и

методических

пособий,

обеспечивающих

реализацию

дополнительных общеразвивающих программ:
1) Художественно-эстетический модуль образовательной деятельности дополнительная общеразвивающая программа театральной студии «Сказка»;
дополнительная общеразвивающая программа кружка «Пчелка»; дополнительная
общеразвивающая программа изобразительной студии «Юные дарования».
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
1.1.1.Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы детей
Цель:

обеспечение

широкого

спектра

вариативности

и

выбора

индивидуального маршрута развития с учетом способностей и индивидуальных
интересов детей.
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

5

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Задачи:
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников в
изобразительной, музыкально-творческой, исполнительской деятельности;
- обеспечение

духовно-нравственного,

трудового

воспитания

в

воспитанников

в

художественно-продуктивной, созидательной деятельности;
- удовлетворение

индивидуальных

потребностей

художественно-эстетическом развитии;
- развитие и поддержка талантливых детей, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности.
- удовлетворение

иных

образовательных

потребностей

и

интересов

воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов.
1.1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Ценности образования, признанные педагогическим коллективом.
Гуманистические (основополагающие) - суть данных ценностей состоит в
признании ценности человека как личности, ее права на свободное развитие,
выраженные в идеалах добра, красоты, любви , равенства, братству, истины.
Приобщаясь

к

гуманистическим

общечеловеческим

ценностям,

ребенок

приобретает способность свободно выбирать вид деятельности, реализовывать
свою нравственно-эстетическую потребность, проявлять активность, свободно
выражать внутреннюю позицию через оценки и самооценки, приобретает
собственный знаковый опыт самовыражения.
Нравственные ценности - это представления, способы, знаки, символы,
регулирующие действия человека в социуме с помощью норм, правил,
осмысленные через эталоны принятые в обществе. Общество фиксирует и
оценивает отношения человека к человеку, к природе, к деятельности,
окружающему миру (сострадание, сочувствие, сопереживание, созидание),
рождающие

нравственно-эстетическую

гармонию

мира:

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

природа-человек,
6

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

человек-человек, человек-предметы рукотворного мира.
Познавательные ценности заключены в познании ребенком окружающего
мира (ближайшего окружения), его общечеловеческой ценности, общности и
закономерности в жизни.
В познании ребенок открывает мир ценностей природы, человека,
предметов, а также усваивает способы их познания. Осуществляет поиск общего и
специфичного в социуме, природе, осознает значимость познания для человека.
Эстетические ценности - это чувственные ценности, представленные
эстетическими чувствами, отношениями, вкусами, идеалами. Эстетические
ценности выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического,
трагического и др. Эстетические ценности познаются ребенком через способность
воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в
собственной художественно-творческой деятельности. В процессе общения с
объектами окружающей действительности в ребенке формируются эстетические
представления, суждения, оценки, творческое продуктивное воображение,
интеллектуально-художественные способности, культура чувств.
Принципы в соответствии с Порядком организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам:
- свободный

выбор

детьми,

родителями

(законными

представителями)

дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с интересами,
склонностями и способностями;
- многообразие

дополнительных

общеразвивающих

программ,

удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
- непрерывность

дополнительного

образования,

преемственность

дополнительных общеразвивающих программ, возможность их сочетания,
коррекции в процессе освоения;
- психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
- творческое сотрудничество педагогических работников и детей, сохранение
физического и психического здоровья детей;
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

7

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

- учет особенностей психофизического развития воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов в процессе дополнительных
общеразвивающих программ.
Основные подходы к формированию Программы:
Культурно-исторический подход определяет развитие ребенка как процесс
формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на
каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных
всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на
более ранних ступенях.
Личностный подход исходит из положения, что в основе развития лежит,
прежде всего, эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры
направленности поведения. Поступательное развитие ребенка главным образом
происходит за счет его личностного развития. В дошкольном возрасте
социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной
период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами.
Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него
осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее
воздействие.
Деятельностный подход рассматривает деятельность наравне с обучением
как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте
существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды
деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают
личностные новообразования.
1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы детей
Система

планируемых

результатов

освоения

воспитанниками

дополнительных общеобразовательных программ определяется исходя из цели
образовательной деятельности в МКДОУ детский сад №15: личность, успешная,
творчески и социально-активная, физически и психологически здоровая, глубоко
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

8

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

нравственная, обладающая интеллектуальным и творческим потенциалом,
строящая

отношения

с

окружающим

миром

на

основе

познания

и

общечеловеческих ценностей.
Для осуществления педагогической диагностики по выявлению уровня
сформированности результатов педагоги составляют пакет диагностического
инструментария для каждой дополнительной общеобразовательной программы и
проводят

промежуточную

и

итоговую

педагогическую

диагностику

с

оформлением результатов.
Целевой ориентир реализации дополнительной общеобразовательной дополнительной

общеразвивающей

программы

детей

определяется

в

соответствии с целевыми ориентирами получения дополнительного образования
и представлен развитием способностей:
Коммуникативные способности позволяют ребенку различать ситуации
общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по
общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные
способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью
оптимизации общения с окружающими.
Регуляторные способности позволяют ребенку регулировать поведение и
деятельность, выполнять правила, действующие в нормативной ситуации, иногда
вопреки первоначальным непосредственным побуждениям.
Познавательные способности позволяют ребенку познавать окружающую
действительность и самого себя.
Творческие способности позволяют ребенку выйти за пределы исходной
ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт.
При реализации Программы педагогическими работниками проводится оценка
индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Цель
диагностики - оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее
планирование на основе полученных результатов. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) используются также для решения следующих
образовательных задач:
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

9

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

- индивидуализации

образования

(в

том

числе

поддержки

ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

10

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направленностями,
представленными модулями образовательной деятельности с описанием
форм, способов, методов и средств реализации, с учетом возрастных и
индивидуальных

особенностей

воспитанников,

специфики

их

образовательных потребностей и интересов.
Программа реализует модель образовательного процесса, в которой
представлены современные подходы к организации всех видов детской
деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и
развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей
формами организации образовательной деятельности.
Педагоги организуют образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным

программам

в

объединениях

по

интересам,

сформированных в группы детей одного возраста или разных возрастных
категорий

(разновозрастные

группы),

являющиеся

основным

составом

объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры,
ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.
Вариативность образовательных технологий, гибкость использования
педагогических методов и приемов, используемых в Программе, обеспечивают
многогранность

развития

дошкольников

с

учетом

их

индивидуальных

особенностей. Роль педагога состоит в создании условий для свободной
творческой деятельности детей и организации образовательного процесса
методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми) в
разных формах взаимодействия.
В целях обеспечения индивидуализации образовательного процесса особое
внимание в Программе уделяется:
- поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов,
инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

11

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

- ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей,
методами, средствами и формами их реализации; согласование с родителями
маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий
родителей «во благо» ребенка.
2.1.1. Художественно-эстетический модуль образовательной деятельности
1. Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального
искусства.
Задачи:
- создавать условия для развития творческой активности детей, поощрять их
исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено
двигаться, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных
движений, интонаций и т.д;
- приобщать детей к театральной культуре, знакомить с устройством театра,
театральными жанрами, с различными видами театров;
-

обеспечить

связь

театрализованной

деятельности

с

другими

видами

деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей,
педагогов, родителей;
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а так же их исполнительские умения:
- учить подбирать музыкальные характеристики героев, музыкальные фрагменты
к сюжету, развивать умение передавать импровизацией характер и настроение в
музыке.
Содержание совместной деятельности включает модули образовательной
деятельности:
Театральная азбука.
- знакомство с историей театра, различными видами и жанрами театров
(драматический, оперный, балет, больших теней, кукольный), устройством театра
и театральными профессиями;
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

12

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

- просмотр с детьми видеозаписей репетиций и детских спектаклей.
Актерское мастерство.
- упражнения и тренинги по развитию артистических способностей:
- упражнения на развитие выразительности речи
Навыки кукловождения.
- знакомство

с различными

видами и

устройством театра кукол

(балаганный, настольный, пальчиковый, теневой, перчаточный, марионеток,
«живая рука», ростовые куклы и др.);
- обучение навыкам кукловождения, способам передачи выразительности
образа в кукольном театре.
Основные принципы драматизации.
- знакомство со средствами драматизации (выразительная речь, жест,
мимика, движение, театральный костюм, декорации, реквизит, мизансцена).

Учебно-тематический план
Блоки

Количество часов

1 Театральная азбука

8

2 Основы кукольного театра.

9

3 Основы актѐрского мастерства

12

4 Основные принципы драматизации.

9

5

Звук – волшебник

18

6 Премьерный показ спектакля
Итого часов :

4

60

2. Цель - развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет
средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Расширять представления детей о многообразии предметов народного
декоративно-прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

13

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

труду народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную
отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить замечать
основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
Формировать эстетический вкус.
- Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного
орнаментов (учить составлять декоративные элементы — точки, кружки, полоски,
волнистые линии, листочки, ягодки и т.д. – в ритмический узор); учить
придумывать узоры для бумажных силуэтов.
- Совершенствовать технические умения и навыки аппликации.
Форма организации НОД – кружок «Юные дарования».
Группа детей для занятий в кружке 1-го года обучения формируется из
детей 5-6 лет. Минимальная наполняемость групп - 12 человек. Количество НОД
в неделю - 1, продолжительность занятия – не более 25 мин. Продолжительность
НОД для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального
психофизиологического и физического состояния.
Группа детей для занятий в кружке 2-го года обучения формируется из детей 68 лет. Минимальная наполняемость групп - 12 человек. Количество НОД в
неделю - 1, продолжительность занятия – не более 30 мин. Продолжительность
НОД для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального
психофизиологического и физического состояния.
Обучение дошкольников в кружке «Юные дарования» проходит поэтапно: 1
этап

–

ознакомительный

(1год

обучения);

2

этап

–

развивающий

-

исследовательский (2год обучения).
Каждый этап имеет определѐнный объѐм тем с дифференцированным
подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Учебно-тематический план
№

Название разделов, блоков, тем

П/П

количество часов
всего

Модуль образовательной деятельности

30

теоретических
14

практических
16

– 1-й год обучения
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

14

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

1.1

I Блок: Золотая Хохлома

10

5

5

1.2

II Блок: Сказочная Гжель

10

4.5

5.5

1.3

III Блок: Родные мотивы

10

4.5

5.5

30

14

16

Модуль образовательной деятельности
– 2-й год обучения
2.1

I Блок: Народные потешки

10

5

5

2.2

II Блок: Загадочная страна

10

4.5

5.5

2.3

III Блок: Дорогами сказок

10

4.5

5.5

Итого часов:

60

Занятия по декоративной аппликации проходят во второй половине дня. На
них может присутствовать воспитатель (учитель-логопед), задача которого наблюдение за уровнем развития детей, проведение релаксации, совместная
работа с ребенком.
Перед

занятиями

создается

эмоционально

комфортная

обстановка.

Используются разные формы проведения занятий (на основе игр, с элементами
театральной деятельности, музыкальной и др.).
Детям предоставляется свобода выбора уровня сложности игр, решения ситуаций, творческих заданий и самостоятельная творческая инициатива.
При реализации содержания ежеквартально организуются выставки работ
детей, которые органично вписываются в пространство МКДОУ детский сад
№15, используются в оформлении интерьера помещений и групповых комнат.
Организуются ежемесячные выставки детских работ для родителей, участие в
городских и областных выставках и конкурсах в течение учебного года.
3. Цель - воспитание у детей интереса к художественно-продуктивной
деятельности и развитие художественного вкуса через занятия художественнопродуктивным трудом.
Задачи:
- развитие творческих способностей и самовыражение ребѐнка через рукоделие;
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

15

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

- развитие у ребѐнка эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия
различных видов декоративно-прикладного искусства;
- выработка начальных навыков работы с тканью, инструментами, различными
материалами;
- ознакомление с традиционными видами прикладного искусства: ткачество,
вышивка, аппликация, плетение;
- развитие творческих способностей ребѐнка — фантазия, чувство цвета,
самостоятельный выбор художественного образа;
- отработка простейших технологических приемов, развивающих глазомер,
мелкую моторику рук, аккуратность и усидчивость.
Форма организации НОД – кружок «Пчелка».
Группа детей для занятий в кружке 1-го года обучения формируется из
детей 5-6 лет. Минимальная наполняемость групп - 8 человек. Количество НОД в
неделю - 1, продолжительность занятия – не более 25 мин. Продолжительность
НОД для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального
психофизиологического и физического состояния.
Группа детей для занятий в кружке 2-го года обучения формируется из детей
6-8 лет. Минимальная наполняемость групп - 8 человек. Количество НОД в
неделю - 1, продолжительность занятия – не более 30 мин. Продолжительность
НОД для каждого ребенка варьируется в зависимости от его индивидуального
психофизиологического и физического состояния.
Обучение дошкольников в кружке «Пчелка» проходит поэтапно: 1 этап –
ознакомительный (1год обучения); 2 этап – развивающий - исследовательский
(2год обучения).
Каждый этап имеет определѐнный объѐм тем с дифференцированным
подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

16

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Учебно-тематический план
№

Блок

Количество часов

Модуль образовательной деятельности

30

– 1-й год обучения

1

Первые шаги

4

2

Аппликация

5

3

Пуговицы

3

4

Бросовый материал

1

5

Шитьѐ швом «Вперед иголка»

2

6

Сувениры к праздникам

4

7

Помпоны

4

8

Мягкая игрушка

4

9

Подготовка к выставкам и конкурсам

3

Модуль образовательной деятельности

30

– 2-й год обучения
1

Вышивальные швы

5

2

Лоскутное шитьѐ

4

3

Игрушки для ѐлки

3

4

Пуговицы

3

5

Плетение

5

6

Изонить

4

7

Мягкая игрушка

3

8

Подготовка к выставкам и конкурсам

3

Итого часов:

60

При реализации содержания ежемесячно организуются выставки работ детей,
которые органично вписываются в пространство МКДОУ детский сад №15,
используются в оформлении интерьера помещений и групповых комнат.
Организуются ежемесячные выставки детских работ для родителей, участие в
городских и областных выставках и конкурсах в течение учебного года.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

17

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Образовательная

2.2.

деятельность

по

дополнительным

общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим
программам для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Социально-позитивная деятельность детей с ОВЗ, детей-инвалидов в
системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована
на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные
возможности здоровья (ОВЗ). Проект инклюзивного образования, активно
развивающийся в наши дни, характеризуется стремительным «вхождением»
ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в мир более здоровых
сверстников. И часто к такому взаимодействию обе стороны оказываются в
равной степени не готовы. И причина не в отсутствии специальных условий или
организации средового пространства образовательного учреждения.
Детям с ОВЗ, посещающим ДОУ

предлагаются дополнительные

образовательные услуги. Прием детей в кружки, студии, секции осуществляется
на основе личного заявления родителей, в присутствии родителей (если это
предусмотрено медицинским заключением). Причиной отказа в приеме может
служить

отсутствие

вакантных

мест

и

противопоказания

медицинских

работников.
Занятия осуществляется по расписанию, утвержденному заведующим
МКДОУ детский сад №15. Начало учебного года - 1 октября. Окончание
учебного года - 31 мая.
В МКДОУ детский сад №15 реализация образовательных дополнительных
общеразвивающих программ предполагает использование следующих приемов
коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с
отклонениями в развитии:
- игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с
другом);
- художественно-продуктивная деятельность (развития общей и мелкой
моторики);
- изобразительная деятельность (аппликация);
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

18

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды могут иметь качественно неоднородные уровни
речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые
ориентиры

дополнительной

общеразвивающей

программы

общеобразовательной
детей,

реализуемой

с

дополнительной

участием

детей

с

ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), учитывают не только
возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности
различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности
развития ребенка.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

19

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Календарный учебный график
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ

Содержание

Театральная студия
«Сказка»

Количество возрастных групп
(подгрупп)
Начало учебного года
Окончание учебного года
Новогодние праздничные дни
Сроки проведения мониторинга
(итоговый)
Продолжительность учебного года
(без учета диагностической недели,
новогодних праздничных дней)

2

Кружок
по изобразительной
деятельности «Юные
дарования»
2

Кружок
по художественнопродуктивной
деятельности «Пчелка»
3

01.10.2015
31.05.2015
01.01. - 10.01. 2016
16.05 – 20.05. 2016
32 недели
(30 недель)

32 недели
(30 недель)

32 недели
(30 недель)

3.2. Учебный план. Расписание непрерывной образовательной деятельности (занятий)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ

Направленность
Художественноэстетическая
направленность

Название кружка, секции, студии

Театральная студия «Сказка»

Возрастные категории детей, группы /
допустимый объем недельной
образовательной нагрузки на одного ребенка
6-й г.ж.
7-й г.ж.
1/25
1/30

Кружок по изобразительной деятельности «Юные дарования»

1/25

1/30

Кружок по художественно-продуктивной деятельности «Пчелка»

1/25

1/30

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

20

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Пояснительная записка к учебному плану дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы детей
МКДОУ детский сад №15 в своей деятельности руководствуется основными нормативными документами, дающими
возможность перестроить содержание образовательной работы с детьми, такими как:
•

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

•

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г.

Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций"" (с изменениями на 27.08.2015г);
•

«Об

утверждении

Порядка

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

–

дополнительной

общеобразовательным программам» (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва
Образовательная

деятельность

по

дополнительной

общеобразовательной

программе

общеразвивающей программе детей осуществляется в соответствии с направленностями, представленными модулями
образовательной

деятельности.

Каждый

модуль

образовательной

деятельности

представлен

дополнительными

общеразвивающими программами с описанием форм, способов, методов и средств реализации, с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Дополнительные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности
за счет времени, отведенного на реализацию основных программ дошкольного образования.
Дополнительные

общеразвивающие

программы

предлагают

насыщенное

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

образовательное

содержание,
21

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

соответствующее интересам современного ребенка, которое становится основой для развития его любознательности,
познавательных, регуляторных и творческих, коммуникативных способностей, для удовлетворения индивидуальных
склонностей и интересов.
Данные программы реализуются через организацию объединений (студии, кружки, секции, клубы и др.).
Художественно - эстетический модуль образовательной деятельности представлен кружками: театральной студией
«Сказка»; изобразительная студия «Юные дарования», кружок художественно-продуктивной детельности «Пчелка»- для
развития художественных способностей, эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в
живописи, музыке, литературе, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к
действительности.
Расписание занятий каждого объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха
воспитанников по представлению педагогических работников с учетом пожеланий воспитанников, родителей (законных
представителей) и возрастных особенностей учащихся.
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается
сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Количество воспитанников в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность непрерывной
образовательной деятельности (занятий) в объединении зависят от направленности дополнительных общеразвивающих
программ и определяются локальным нормативным актом ДОУ.
Продолжительность НОД в младшей и средней группах не более 10-15 минут, старшей не более 25 минут, в
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

22

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

подготовительной – не более 30 минут. В занятия статического характера в середине включаются финминутки ,
динамические паузы. Перерывы между непрерывной образовательной деятельностью составляют 10 минут.
Руководители и педагоги работают над проблемой раннего выявления и развития одаренности.
Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в ДОУ организуется образовательный
процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий воспитанников.
При создании специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных
общеразвивающихся программ указанным категориям воспитанников учитывается заключение психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Дополнительные образовательные услуги предоставляются на бесплатной основе.
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) проводятся в соответствии с нормативными
документами. В целом образовательный план позволяет обеспечить повышенный уровень образованности выпускников,
развивать их индивидуальные способности и возможности, что приводит к успешной адаптации детей на следующей
ступени образования, умению реализовывать себя в окружающей действительности.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

23

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ (НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЕТЕЙ

Направленность

Название кружка,
секции, студии

Художественноэстетическая
направленность

Театральная студия
«Сказка»

Кружок
по
изобразительной
деятельности
«Юные дарования»
Кружок
по художественнопродуктивной
деятельности
«Пчелка»

понедельник

вторник

среда

15.30-15.55
старшая
подгруппа
(6-й г.ж.)

15.30-15.55
старшая
подгруппа
(6-й г.ж.)

четверг

пятница

15.30-16.00
старшая
подгруппа
(7-й г.ж.)

15.45-16.15
старшая
подгруппа
(7-й г.ж.)

15.30-16.00
старшая
подгруппа
(7-й г.ж.)

15.15-15.40
старшая
подгруппа
(6-й г.ж.)

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

15.30-15.55
старшая
подгруппа
(6-й г.ж.)

24

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

3.3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы детей
3.3.1. Кадровые условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы
детей
Кадровое обеспечение образовательной деятельности по заявленным к лицензированию программам
№
п/п

Наименование
образовательной программы,
в том числе профессии,
специальности, уровень
образования
(при наличии) (с указанием
наименований предметов,
курсов
дисциплин (модулей) в
соответствии с учебным
планом по каждой
заявленной
образовательной программе)

Фамилия,
имя,
отчество,
должность
в соответствии с
номенклатурой
должностей
педагогических
работников

Дополнительная
общеразвивающая
программа «Сказка» для
детей старшего
дошкольного
возраста

Турыгина Вера
Ананьевна,
музыкальный
руководитель

1

Уровень образования,
полученная
специальность
(направление
подготовки) по
документу об
образовании и (или)
квалификации

Информация о дополнительном профессиональном
образовании (наименование образовательной
программы, по которой проводилось обучение,
продолжительность обучения, дата завершения
обучения)

Художественно-эстетический модуль
Проектирование деятельности педагога
Каменск-Уральское
дошкольного образования в соответствии с
педагогическое училище
федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
учитель музыки,
музыкальный воспитатель образования (72 час.)
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

Стаж
педагогическ
ой работы
(полных лет)

33 года

25

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Дополнительная
общеразвивающая
программа «Юные
дарования» для детей
старшего дошкольного
возраста

Фоминых Елена
Викторовна,
старший
воспитатель

ГОУ ВПО «Уральский
государственный
педагогический
университет»

Управление качеством дошкольного
образования в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (72 час.)

организатор-методист
дошкольного образования

Информационно-коммуникационные
технологии в управлении образовательным
учреждением (ДОТ) (72 час.)

18 лет

Использование современных средств обучения
в образовательном процессе (40 час.)
Использование конструкторов и
мультимедийных технологий для организации
творческой деятельности дошкольников (8 час.)
Мультстудия в дошкольной образовательной
организации (8 час.)
Дополнительная
общеразвивающая
программа «Пчелка» для
детей
старшего дошкольного
возраста

Валова Любовь
Александровна,
воспитатель

Богдановичское ГПТУ
№45
портной по пошиву
легкого, детского,
женского платья
Ирбитское педагогическое
училище воспитатель
детского сада

Проектирование деятельности педагога
дошкольного образования в соответствии с
федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного
образования (72 час.)

7 лет

Использование конструкторов и
мультимедийных технологий для организации
творческой деятельности дошкольников (8 час.)
Мультстудия в дошкольной образовательной

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

26

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

организации (8 час.)

3.3.2.Материально-техническое обеспечение
общеразвивающей программы детей
№
п/п
1

Дополнительная
общеразвивающая программа
Дополнительная общеразвивающая
программа «Сказка» для детей
старшего дошкольного
возраста

реализации

дополнительной

Помещение
Музыкальный зал, 91,3 кв.м

общеобразовательной

программы

–

дополнительной

Оборудование и инвентарь
Шкафы для используемых пособий, игрушек, атрибутов и
прочего материала.
Механическое пианино.
Кубы расписные
Подиум
Музыкальный центр AIWA
NSX –R17
Panasonik SA – VKX 20
Синтезатор CASIO СТК - 6000
Экран настенный
Видеопроектор (переносной).
Разнообразные музыкальные инструменты для детей.
Подборка аудиокассет с музыкальными произведениями.
Различные виды театров(перчаточный театр, настольный театр,
театр живой руки)
Ширма для кукольного театра.
Костюмы
Элементы костюмов
Набор масок
Грим, парики, бутафория (декорации, атрибуты)

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

27

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

2

Дополнительная общеразвивающая
программа «Юные дарования» для
детей
старшего дошкольного
возраста

Изостудия, 38,8 кв.м

Детские стулья.
Большое настенное зеркало.
Микрофоны.
Стулья взрослые.
Столик журнальный
Столы
Детские стулья
Телевизор
DVD-плеер
Магнитофон
Аудиозаписи
произведений народного
музыкального
творчества
Кисти щетинные – по количеству детей
Фломастеры – по количеству детей
Простые и цветные карандаши – по количеству детей
Ножницы– по количеству детей
Картон
Белая и цветная бумага различных оттенков и форматов
Клей ПВА
Тряпочки
Комплекты иллюстраций и подлинные произведения народного
искусства (филимоновские игрушки, дымковские игрушки,
матрешки, гжельские и хохломские изделия, изделия с уралосибирской росписью)
Бумажные силуэты народных игрушек и предметов быта для
оформления
Цветовой круг
Подборка
художественной
литературы,
оформленных
художниками-иллюстраторами по произведениям малого устного
фольклора (Ю.А. Васнецовым, Е. М. Рачевым, Т. А. Мавриной,
Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. Нехотиной и др.)
Мультфильмы, основанные на использовании стилизованных
форм народной росписи.
МУЛЬТФИЛЬМЫ:

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

28

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

1. «Терем-теремок» (по рисункам народного художника
Ю.Васнецова);
2. «Кошкин дом» (по эскизам Ю.Васнецова);
3. «Синеглазка» (по палеху);
4. «Недодел и Передел»;
5. «Василиса Прекрасная»;
6. «Сказка сказывается»;
7. «Антошка»;
8. «Два веселых гуся»;
9. «Желтик»;
10. «Жил у бабушки козел»;
11. «Почтовая рыбка»;
12. «Молодильные яблоки».
ВИДЕОИЛЛЮСТРАЦИИ:
1. видеоиллюстрации «Великолепие лесных трав»;
2. видеоиллюстрации «Золотая Хохлома»;
3. видеоиллюстрации «Сказочная Гжель»;
4. видеоиллюстрации «Родные мотивы. Урало-сибирская
роспись»;
5. видеоиллюстрации «Сказочный мир Татьяны Мавриной»;
6. видеоиллюстрации «Творчество художника-иллюстратора
Е.М. Рачева»;
7. видеоиллюстрации «Творчество современных художниковиллюстраторов»
(Г. Скотиной, Т. Грудининой, М. Рудаченко, Т. Нехотиной и
др.);
8. видеоматериалы «Знакомство с творчеством художникаиллюстратора Ю.А. Васнецова».
ТАБЛИЦЫ:
1. комплект таблиц
ритмичных
узоров
к
теме
«Филимоновские свистульки»;
2. комплект таблиц ритмичных узоров к теме «Дымковская
сказка»;
3. комплект таблиц ритмичных узоров к теме «Русская
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

29

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

3

Дополнительная общеразвивающая
программа «Пчелка» для детей
старшего дошкольного
возраста

Изостудия, 38,8 кв.м

матрешка»;
4. комплект таблиц ритмичных узоров к теме «Золотая
Хохлома»;
5. комплект таблиц ритмичных узоров к теме «Сказочная
Гжель»;
6. комплект таблиц ритмичных узоров к теме «Родные
мотивы»;
7. комплект таблиц «Приемы работы в аппликации»;
8. комплект иллюстраций «Про буквицу».
ИГРЫ:
1. Игра-лото «Русская народная игрушка» 3в1
2. Игра-лото «Русская народная росписи» 3в1
3. Игра «Составь узор»
Индивидуальные рабочие наборы (игольница с иглой, ножницы)по количеству детей;
кольца для выполнения помпона - по количеству детей;
пяльцы, клей, салфетки - по количеству детей ;
наборы и таблицы по видам тканей (комплекты по 8 шт.);
рамки для выполнения прямого и кругового плетения- по
количеству детей;
набор ниток различных расцветок;
емкость для сбора мусора;
набор английских булавок;
комплект для занятий изонитью (подушечка, шило, лекала);
комплект таблиц для выполнения аппликаций из геометрических
фигур;
комплект трафаретов аппликаций по темам;
комплект эскизов вышивок;
комплект трафаретов, таблицы по изонити;
комплект таблиц по видам швов;
комплект таблиц по различным способам пришивания пуговиц;
комплект трафаретов, выкроек для плетения из ткани (авторские
разработки) по темам;
комплект трафаретов и выкроек мягких игрушек;

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

30

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

коллекция промышленных образцов тканей и ниток,
коллекция пуговиц.
рабочая тетрадь 1 и 2 части на каждого воспитанника (авторской
разработки).

3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы детей
Модуль
образовательной
деятельности
Художественноэстетический
модуль
образовательной
деятельности

Наименование программы

Парциальные программы, методические материалы и средства
обучения и воспитания

Турыгина В.А. Дополнительная
общеразвивающая программа
«Сказка» по организации
театрализованной
деятельности с детьми старшего
дошкольного возраста. –
Богданович, 2015

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду, М., 2010.
Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду, М., 2005.
Девятова Т.Н. Звук – волшебник, М., 2006.
Дешкова И.Е. Загадки Терпсихоры, М., 1989.
Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – детям, М., 1982.
Маханѐва М.Д. Театрализованная деятельность в детском саду, М., 2009.
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников, М., 2001.
Сорокина Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких: (театрализованные
занятия с детьми от 1 года до 3 лет)/ Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. – М., 2009.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчестводети», М., 2004.
Усачѐв А. Программа развития и обучения дошкольников. Этикет 5-7 лет, М., 2002.
Чистякова М.Я. Психогимнастика, М., 1990.

Фоминых Е.В. Дополнительная
общеразвивающая программа
«Юные дарования» для детей
старшего дошкольного
возраста– Богданович, 2015

Белова И. Художественное творчество. Дети и взрослые, Ленинград, 1990
Вайнерман С. М., Большев А. С. , Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие
дошкольников на занятиях по изобразительному искусству, М, 2001
Иванова О.Л. Изобразительное искусство. Проектирование учебных ситуаций,
Екатеринбург, 2000
Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и
стратегии развития // Дошкольное воспитание - № 12 - 1999

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

31

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Валова Л.А.. Дополнительная
общеразвивающая программа
«Пчелка» для детей старшего
дошкольного
возраста– Богданович, 2015

Лепская Н. А. Проверка развития художественной культуры школьников, М, 1989
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция, М., 2005.
Макарова Е. Г. В начале было детство, М., 1990
Макарова Е. Г. Лето на крыше // Семья и школа - № 3, 4, 6 - 1986
Макарова Е. Г. Освободите слона // Семья и школа - № 10, 12 - 198426. Макарова Е.
Г. Открытие мира // Семья и школа - № 3 - 1988
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения
социального опыта, М., 1981
Неменский Б.М Прорыв к культуре // Семья и школа - № 2 - 1989
Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство- детям,
М., 1976.
Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их
рисункам, Москва-Рига, 2000
Полянский В.И. Композиция в художественных ремеслах, Екатеринбург, 1999.
Ребенок в мире культуры / под. ред. Р. М. Чумичевой - Ставрополь, 1998
Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3 - 7
лет, Екатеринбург, 2001
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в
начальных классах, М., 1990.
Эдвардс Б. Открой в себе художника, Минск, 2000
Эдвардс Б. Художник внутри вас, Минск, 2000
Блондель А., Деон С. «Игрушки-помпоны своими руками». М., «Мир книги»
2006 г.
Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». С - Пб «Издательство
Детство - Пресс» 2000г.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Поделки из бросового материала». М.,
«Издательство «Скрипторий» 2003» 2006г.
Коротеева Е. «Веселые друзья-фантики. Аппликация из фантиков». М.,
издательство» Ниола-Пресс» 2009 г.
Крупенская Н. «Поделки из помпончиков». М., «Айрис-Пресс» 2008г.
Ланг Имгард «Поделки из пуговиц». М., «Айрис-Пресс» 2007г.
Леонова О.В. «Рисуем нитью. Ажурные картины». С - Пб «Издательский дом
Литера» 2005г.
Лихачева Т.Г. «Моя подружка - мягкая игрушка» . Я «Академия Холдинг» 2004г.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

32

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №15 комбинированного вида

Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Вышивка. Первые шаги» .М «Эксмо-пресс»
1998г.
Малышева А.Н. «Работа с тканью». Я «Академия развития, К° академия
холдинг» 2001г.
Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» . Я «Академия
развития» 1997г.
Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Я. «Академия развития»
1997г.
Салагаева Л.М. «Чудесные скорлупки». С - Пб «Детство-пресс» 2004г.
Сидорович Ю., Соколова Ю. «Мягкая игрушка». С - Пб «Литира» 1998г.
Смотрова Н.А. «Нитяные игрушки». С - Пб «Издательство Детство-Пресс» 2005г.
Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками». М «Издательство Эксмо» 2005г.

3.3.4.Финансовые условия реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы детей
Структура и объем финансирования реализации дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы детей осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в
соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
Фонд МКДОУ детский сад №15 складывается из средств областного и муниципального бюджетов. Ежегодный объем
финансирования мероприятий программы уточняется при формировании бюджета.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа детей

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».