Иная информация
Индивидуальная поддержка развития детей в семье
26.05.2023
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не
подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных
функций:
·
распределение обязанностей и ответственности между
родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
·
развитие интересов и потребностей ребенка;
·
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными
поколениями в семье;
·
выработка образа жизни семьи, формирование семейных
традиций;
·
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие
и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель
реализуется через следующие задачи:
·
воспитание уважения к детству и родительству;
·
взаимодействие с родителями для изучения их семейной
микросреды;
·
повышение и содействие общей культуры семьи и
психолого-педагогической компетентности родителей;
·
оказание практической и теоретической помощи родителям
воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений
и навыков практической работы с детьми;
·
использование с родителями различных форм
сотрудничества и совместного творчества, исходя из
индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Оказание
адресной помощи современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей
Взаимодействие
детского сада с семьёй следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух
партнёров в совместном деле развития, воспитания, обучения и формирования
дошкольника. Данное взаимодействие возникает далеко не сразу. Это достаточно
длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели.
Современные
родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной информации
из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры,
эрудированность и информированность родителей не являются гарантией
достаточного уровня их педагогической компетентности.
Родители
испытывают затруднения в развитии, воспитании и обучении своих детей, выборе
оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из
Интернета и научно-популярной литературы информации непосредственно на
практике. Педагоги дошкольного образовательного учреждения отмечают
сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по
вопросам воспитания и обучения своих детей.
На практике
это выражается в следующем:
·
недостаточная информированность родителей об
особенностях медицинской, психологической, педагогической составляющих развития
ребёнка, и, как следствие, неумение оказать ему своевременную необходимую
помощь;
·
неадекватность ожиданий по отношению к процессам
развития, воспитания и обучения ребёнка;
·
собственные психологические и педагогические проблемы
родителей, которые они пытаются разрешить самостоятельно, не обращаясь за
помощью к специалистам;
·
недостаточное взаимопонимание при взаимодействии с
педагогами ДОУ и т.д.
Сегодня
необходимо говорить о психолого-педагогическом просвещении родителей
дошкольников с целью повышения их педагогической культуры как одном из
направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Т.А. Куликова
определяет педагогическую культуру родителей как составную часть общей культуры
человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в
семье.
Педагогическая
культура включает несколько компонентов:
1) понимание и осознание ответственности за воспитание
детей;
2) знания о развитии, воспитании, обучении детей;
3) практические умения организации жизни и деятельности
детей в семье;
4) осуществления воспитательной деятельности;
5) продуктивная связь с другими воспитательными
институтами (дошкольное учреждение, школа).
Одной из
задач педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе взаимодействия
с семьей является преодоление трудностей в общении из-за различий в уровне
подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с родителями – значит найти
«язык доверия».
Для
формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо
создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и
детский сад, и семья. Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей
важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах
воспитания каждой семьи. Общение будет успешно, если оно содержательно,
основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в
процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Основной
путь налаживания такого сотрудничества – организация воспитательного процесса,
результатом которого станет реализация целей и принципов
личностно-ориентированного образования дошкольников.
Инициатором
установления такого сотрудничества должны быть педагоги образовательного
учреждения, так как они профессионально подготовлены к образовательной и
воспитательной работе, и понимают, что ее успешность зависит от согласованности
преемственности в воспитании, образовании и развитии детей.
К
профессиональным функциям современного педагога дошкольного образовательного
учреждения можно отнести следующие: 1) участие в педагогическом просвещении
родителей; 2) регулирование и согласование воспитательных воздействий
семьи и дошкольного учреждения.
Специалистам
дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в управлении и организации
воспитательного процесса с родителями и другими членами семьи. Но эта роль
успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи,
педагогических условий воспитания ребенка в конкретной семье.
Управление
воспитательным процессом с семьей – достаточно сложный процесс, поскольку
предполагает личностную и профессиональную готовность всех специалистов ДОУ к
принятию и освоению новых подходов в работе с родителями, развитие перспектив
образовательного и воспитательного пространства, выбор ценностей при
организации воспитательной среды. А также готовность родителей к
взаимодействию со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.
Воспитание
и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками
педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том,
что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться
понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и
деликатными и тогда все получится.