Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год 1. Пояснительная записка 1.1 Нормативные основания разработки учебного плана Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее ООП-ОП ДО) на 2023-2024 учебный год разработан в соответствии с нормативными правовыми документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС); - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего образования 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». 1.2. Учебный план разработан с учетом следующих принципов: - развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); - полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму"); - единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 2 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; - принцип развивающего образования через взаимодействие и саморазвитие всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей, партнерские взаимоотношения детей и взрослых; - принцип преемственности через непрерывность образования с позиции самоценности каждого возраста; - принцип открытости через расширяющуюся возможность педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей; - принцип интегрирования содержания через интеграцию образовательных областей, приоритетных видов детской деятельности, форм работы с детьми в соответствии с их потребностями и образовательными возможностями; - принцип научной обоснованности и практической применимости через активное использование в работе с детьми их собственного опыта; развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации; формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию. Учебный план МАДОУ детский сад №15 является локальным нормативным актом, который устанавливает: - перечень образовательных областей; - объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД). Учебный план ООП-ОП ДО гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. 1.3 Программно-целевые основания разработки учебного плана (учебнометодический комплект Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП –ОП ДО): Учебный план основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования разработан с учетом: - возрастных и индивидуальных образовательных потребностей воспитанников; - учебно-методического комплекта, парциальных программ, выбранных участниками образовательных отношений и учитывающих своеобразие МАДОУ детский сад №15 по пяти образовательным областям. Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 3 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович Обязательная часть ООП-ОП ДО Часть, формируемая участниками образовательных отношений ООП-ОП ДО Физическое развитие Бережнова О.В., Бойко В.В. Программа Кирюхина Е.В. Формирование валеологической культуры у детей физического развития детей 3-7 лет дошкольного возраста. – М.: Илекса, «Малыши-крепыши» – М.: Цветной мир, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2009. 2016. «К здоровой семье через детский сад» для детей от 0 до 7 (8) лет и их родителей // научн. рук. М.Е. Верховкина, В.С.Коваленко. – М., 2014. Социально-коммуникативное развитие Коломийченко Л.В. «Дорогой света и Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение добра». детей к истокам русской народной культуры, Программа социально- коммуникативного СПб, «Детство -пресс», 2000 развития детей 3-7 лет. – М: Издательство «Сфера», 2014. Коломийченко Л.В. Методические пособия Шипицына Л.М., Защиринская О.В., к Воронова программе «Дорогой света и добра» для А.П., Неелова Т.А. Азбука общения: Развитие всех личности ребенка, навыков общения со возрастных групп детского сада. – М: взрослыми и сверстниками(Для детей от 5 до Издательство «Сфера», 2014. 6 лет). –«Детство-пресс», 2004. Познавательное развитие Лыкова И.А. Конструирование в детском Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение саду. Программа «Умелые ручки» и детей к истокам русской народной культуры, методические рекомендации. – М.: СПб, «Детство -пресс», 2000 Цветной мир, 2014. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. экологического воспитания в детском саду. – Игралочка. М.: мозаика-синтез, 2010. Практический курс математики для дошкольников. Методические А.Ф.Вахрушева, Е.Е. Кочемасова, И.К. рекомендации. Белова Части 1, 2. – М.: Ювента, 2012. «Здравствуй, мир!» – М.: «Баласс», 2011 г. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 3, 4 – М.: Ювента, 2014. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Учебная литература: ИД «Федоров», 2010. Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 4 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович Речевое развитие Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение Программа. Конспекты занятий. детей к истокам русской народной культуры, Методические СПб, «Детство -пресс», 2000 рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Г.Р. Кислова «По Программа. Конспекты занятий. дороге к азбуке». Москва: «Баласс», 2011 год. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации. Мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2011. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи, М., 2008 Художественно-эстетическое развитие Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение Программа по ритмической пластике для детей к истокам русской народной культуры, детей 3–7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная СПб, «Детство -пресс», 2000 палитра», 2012. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей 3-7 лет. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Цветной мир, 2014. 1.4. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 2.4.3648-20; Согласно календарному учебному графику ООП-ОП ДО 2023-2024 учебный год в МАДОУ детский сад №15 начинается 1 сентября 2023 года и заканчивается 31 мая 2024 года. Мониторинг проводится в октябре (3 неделя) во всех группах в ходе совместной со взрослыми образовательной деятельности; в апреле (4 неделя). Недели развлечений по сезонам (2 недели) для всех возрастных групп. Летняя оздоровительная компания - 12 недель (июнь-август). МАДОУ детский сад №15 функционирует в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанника в дошкольном учреждении. Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 5 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович В МАДОУ детский сад №15 функционирует 5 групп общеразвивающей направленности, 3 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Общая численность контингента воспитанников на начало 20232024 учебного года составляет 112 человек: -вторая группа раннего возраста - 1 - первая младшая группа – 1 - вторая младшая группа – 1 - средняя группа – 1 - подготовительная к школе группа– 1 - средняя группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – 1 - старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – 1 - подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – 1 Учебный план имеет следующую структуру: обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений, и устанавливает соотношение между ними. Обязательная часть Программы составляет не менее 60 % от общего времени, отводимого на ее освоение. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%. Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса позволяет реализовать социальный заказ на образовательные услуги. В обязательной части учебного плана ООП-ОП ДО определено время на реализацию содержания дошкольного образования по пяти образовательным областям в разных видах детской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная. В Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Каждой образовательной области соответствует направление образовательной деятельности: Физическое развитие - Забота о физическом и психическом здоровье детей - Приобщение к физической культуре Познавательное развитие - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 6 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович - Развитие познавательно-исследовательской деятельности - Формирование элементарных математических представлений - Конструирование Речевое развитие - Развитие речи Социально-коммуникативное развитие - Общение с детьми - Развитие игровой деятельности - Развитие коммуникативных умений - Формирование культуры безопасности - Знакомство с трудом взрослых - Расширение опыта самообслуживания - Приобщение к труду Художественно-эстетическое развитие - Художественная литература и фольклор - Художественно-продуктивная деятельность - Музыка Образовательная деятельность с детьми по освоению содержания образовательных областей отражена в расписании непрерывной образовательной деятельности. Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) установлено в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп: - первая младшая группа – 8 – 10 минут - вторая младшая группа – 15 минут - средняя группа – 20 минут - старшая группа -25 минут - подготовительная к школе группа– 30 минут - средняя группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – 15 минут - старшая группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – 20 минут - подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи – 25 минут Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: для детей с 1,5 до 2 лет – не превышает 10 минут; для детей с 2 до 3 лет – не превышает 10 минут; для детей с 3 до 4 лет – не превышает 30 минут; для детей с 4 до 5 лет – не превышает 40 минут; детей с 5 до 6 лет – не превышает 50 минут; для детей с 6 до 7 лет – не превышает 1,5 часа / 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 7 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 комбинированного вида ГО Богданович Образовательная деятельность с детьми раннего возраста и старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 10, 25, 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. НОД по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовываются НОД по физическому развитию детей на открытом воздухе. Они проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Принятые в учебном плане сокращения и обозначения: * - реализация образовательных задач в совместной деятельности педагога с детьми; - деятельность не предусмотрена НОД – непосредственно образовательная деятельность. 1/15 – первая цифра означает количество НОД (условный час) с детьми, вторая продолжительность НОД в минутах 0,5/25 - НОД проводится один раз в две недели, первая цифра означает количество НОД (условный час) с детьми, вторая продолжительность НОД в минутах Примечание. Самообслуживание и элементарный бытовой труд организуется в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей. Учебный план Основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 8